Ишемическая болезнь сердца (ИБС)
Лечение и профилактика.
Ишемическая болезнь сердечной мышцы – патология сердечной мышцы, которая возникает из-за нарушения кровотока в ее артериях. Может быть как острой, так и хронической. Заболевание диагностируется на основе жалоб пациентов, а также по результатам лабораторных исследований.

Этиология ишемической болезни

Ишемия сердечной мышцы появляется, когда ее нуждаемость в кислороде превышает способности кровотока к возможной доставке. При отсутствии патологий коронарные артерии снабжены запасом для их увеличения, который наращивает систолический кровоток до пяти раз. Соответственно, в полном объёме обеспечивается поступление кислорода к сердцу.
В некоторых случаях обеспечение кислородом может не соответствовать потребностям мышцы. Нарушение кровообращения и снижение количества кислорода, поступающего в сердце из-за патологического сужения канала сосуда, приводит к развитию ишемии в 95% случаев.
Большую роль в этиологии заболевания играет снижение качества циркуляции крови и изменение ее гематологических свойств (ухудшение текучести).

Образование сгустка (тромбоз) может спровоцировать полное, а также частичное закупоривание сосуда, особенно если произошел его спазм.
Причиной возникновения ИБС в оставшихся 5% становятся дефекты ответвления артерий сердечной мышцы, которые образовались в момент внутриутробного развития (врожденные патологии). Сюда же относится синдром Марфана и Элерса-Данло, сердечные васкулиты, сопровождаемые системной патологией соединительной ткани, синдром Гурлера, эндокардит в инфекционной форме, болезнь Кавасаки, передозировка лекарственными средствами с сосудосуживающим эффектом, некоторые наркотические вещества, мезаортрит в сифилитической форме и другие заболевания.

Существуют причины возникновения ишемии, которые можно контролировать:
· нарушение количества липидов в плазме;
· увеличение показателей артериального давления;
· сахарный диабет;
· ожирение;
· недостаточная физическая активность;
· стресс и курение.

Также существуют факторы, на которые повлиять невозможно: мужской пол, наследственность (инфаркты миокарда или ишемические инсульты в анамнезе родственников), возраст.

Классификация патологии

I. Острый инфаркт миокарда.
1. По характеру развития:
• прогрессирующий – от 0 до 6 часов;
• острый – от 6 часов до 7 суток;
• затягивающийся (в стадии рубцевания) – от 7 до 28 суток;
• зарубцевавшийся – с 29-х суток.

2. По форме повреждения:
• пронизывающий (атрофия всей ткани сердечной мышцы);
• Q-формирующий (ЭКГ отмечает образование зубца Q);
• не Q-формирующий.

3. По месту нахождения:
• спереди;
• снизу;
• инфаркт миокарда определенной (конкретной) локализаций;
• инфаркт миокарда не определенной локализации.

4. По присутствию или отсутствию фиксированного повышения сегмента ST на кардиограмме:
• инфаркт миокарда с повышением сегмента ST на кардиограмме;
• инфаркт миокарда без повышения сегмента ST на кардиограмме.

II. Неустойчивая стенокардия (период ишемической болезни, грозящий перерасти в инфаркт миокарда).

1. Впервые образовавшаяся стенокардия.
2. Усиливающаяся стенокардия.
3. Вариационная стенокардия (патология Принцметала).

III. Хроническая ишемия.

1. Приступы стенокардии I-IV функционального класса.
2. Предшествующий инфаркт миокарда.

Симптоматика ишемической болезни

Ишемическая болезнь сердечной мышцы может протекать вполне доброкачественно в течение долгих лет. К появлению заболевания относят возрастающее развитие атеросклероза сосудов сердца.

Самой часто встречающейся формой патологии являются приступы стенокардии, при возникновении которых пациенты отмечают появление сжимающих или сдавливающих болевых ощущений в грудной клетке. Боль может распространяться на левую руку, отдавать в спину, а также в шею, затрагивать нижнюю челюсть. Нечасто она локализуется под мечевидным отростком. Ее продолжительность составляет от 2 до 20 минут. Может длиться в течение пяти минут. Появлению приступа могут предшествовать физическое перенапряжение или сильный эмоциональный стресс. После того как физическая нагрузка прекратилась или в течение трех минут после употребления нитроглицерина болевые ощущения проходят.

Если патология продолжает прогрессировать, наступает время, когда для возникновения очередного приступа стенокардии будет достаточно самой маленькой нагрузки. Вскоре приступы появляются у пациентов, находящихся даже в спокойном состоянии. У некоторых людей приступ боли может начаться в положении лежа – этому способствует усиленное снабжение кровью сердечной мышцы.
Стоит отметить, что болевые ощущения, возникающие при других патологиях (невралгии, боли в районе эпигастрия, холецистите и прочих) могут способствовать и утяжелять диагностированную стенокардию.

При неправильной циркуляции крови коронарных сосудов с формированием очага атрофии (некроза ткани) образуется инфаркт миокарда. Инфаркт с латинского переводится как «начинять» или «набивать». Это атрофия тканей любого органа, которая возникает вследствие острого ухудшения его кровоснабжения.

Болевые ощущения при инфаркте миокарда в значительной мере превосходят классический сердечный приступ (стенокардию) по своей длительности и интенсивности.

Боль не купируется нитроглицерином, а ее протяженность может занимать от одного часа до нескольких дней. В некоторых случаях инфаркт миокарда сопряжен со слабостью, нарушением координации, головной болью, диспепсическими симптомами, обмороком. Больной отличается бледностью, потливостью и посиневшими губами.

Диагностирование ишемической болезни

Диагностируется заболевание «ишемическая болезнь сердечной мышцы» после оценки жалоб человека, установления сведений о том, как протекает патология, а также после проведения лабораторных методов исследования в совокупности с инструментальным обследованием.
Для того чтобы установить диагноз – ишемическая болезнь у пациентов уточняют следующую информацию:
· курение в прошлом или на текущий момент;
· наследственный фактор: имелись ли в анамнезе родственников сердечно-сосудистые патологии, а также случаи летальных исходов, вызванные ишемической болезнью у родителей, кровных братьев и сестер;
· имелись/когда зафиксированы предыдущие обращения за специализированной помощью; наличие предшествующих кардиограмм, результатов обследований и лабораторных исследований;
· сопутствующие патологии для уточнения возможных рисков;
· лекарственные средства, используемые в настоящее время.
Пациентам с ишемической болезнью или при ее подозрении на первичной консультации специалиста рекомендуется сделать лабораторное исследование крови: общий анализ, исследование лейкоцитарной формулы, микроскопический анализ мазка для определения показателей СОЭ.
КОНТАКТЫ