Атеросклероз сосудов, расположенных в нижних конечностях
Атеросклероз сосудов, расположенных в нижних конечностях – патология, вызванная нарушением функционирования конечного отдела брюшной аорты и тех сосудов, через которые происходит питание тазовой области и ноги. Главной опасностью этого нарушения является резкое ограничение проводимости канала артерии, приводящее к уменьшению кровяного притока питающего ткани.

Патология возникает преимущественно у мужчин в возрасте от 50 до 60 лет, а также у женщин, принадлежащих возрастной категории от 60 до 70 лет. В настоящее время, около 10% населения старше 60 сталкиваются с этой проблемой.

Этиология

Главный фактор, влияющий на возникновение атеросклероза сосудов, расположенных в ногах – нарастание на артериальных стенках липидных (жировых) бляшек. Эти жировые комочки, которые не растворяются в воде: основная их составляющая – это холестерин. Липидные отложения формируют наросты, уменьшающие канал сосудов. Благодаря чему, нарушается их проводимость, приводящая к полной блокировке просвета артерии.

Атеросклероз сосудов, расположенных в нижних конечностях – системное заболевание, возникающее из-за нарушения жирового, а также углеводного метаболизма. Поражаются сосуды не только нижних конечностей, но и всей кровеносной системы человека.

Симптоматика патологии

Ранние формы атеросклеротических изменений протекают бессимптомно. Они не проявляют себя не только внутренне, но и внешне. Появление и нарастание симптоматики зависит от того, как сильно сужен канал сосуда и нарушена ли по нему проводимость.

Мнение специалистов сходится в следующем: тяжесть патологического процесса в артерии не всегда проявляется яркой симптоматикой. Если симптомов нет или они незначительны – это не означает полного отсутствия липидных наростов. Бляшки могут формироваться в течение нескольких лет, при этом никак не проявляя себя. Выраженность симптоматики зависит от скорости нарушения функционирования сосуда и их способности компенсировать свою деятельность. Симптомы проявляются ярко в момент перекрытия артериального просвета в пределах 70-80%.

Первый признак тяжести патологии – периодическая хромота. Кроме того, симптомы могут быть выражены следующими проявлениями:
· болевыми ощущениями в области икр, при тяжелой форме боль распространяется на бедра и ягодицы;
· ощущением затекания ног, они холодные на ощупь;
· бледностью и сухостью кожи, потерей волос, шелушением кожных покровов, атрофическими проявлениями;
· нарушением ходьбы: чтобы продолжить движение, требуется делать частые остановки. В момент отдыха кровоток приходит в норму.
Кроме этого, возникают боли в нижних конечностях, судороги в области икр, ломота и другие проблемы с суставами.

Способы диагностирования

Для правильного диагностирования патологии проводится комплексное обследование у специалиста узкой направленности – сосудистого хирурга. На основе анамнеза пациента и его жалоб может быть сделан вывод о наличии или отсутствии заболевания.

Чтобы опровергнуть или оправдать подозрения, специалист назначает ряд исследований (как лабораторных, так и инструментальных):
· лабораторное исследование анализа крови, а также мочи;
· определение показателей СРБ, для выявления воспаления;
· определение уровня сахара в крови;
· липидограмму с указанием количества холестерина и триглицеридов;
· изучение показателей гемоглобина;
· определение количества креатинина, для выявления нагрузки на почки.

При помощи инструментального обследования выявляется диагноз и тяжесть патологического процесса. К основным процедурам относятся:
· дуплексное сканирование при помощи ультразвука – определяет степень сужения артериального канала, а также возможность проводимости крови по его руслу;
· измерение лодыжечно-плечевого показателя с измерением давления крови;
· определение степени поражения сосудов при помощи тредмил-теста. Это исследование позволяет выяснить пределы возможной нагрузки на ноги, которая не вызывает болевых ощущений;
· проведение процедуры ангиографического обследования с использованием контрастных материалов. Благодаря этому методу, можно выявить всевозможные дефекты в артерии;
· МРТ для установления размеров липидных наростов.
После проведения ангиографии сразу же начинают терапевтические мероприятия, которые включают в себя пластику пораженного сосуда.

Терапия и рекомендации

К основным терапевтическим методикам можно отнести шунтирующую хирургию – этот вид оперативного вмешательства предполагает перенаправление кровяного тока в обход пораженного участка, которое достигается при помощи специального шунта. Чаще всего для шунтирования выделяют одну из артерий конечности. В редких случаях применяется искусственное протезирование, а пораженный сосуд остается на месте.

Для корректирования патологического процесса может быть использовано протезирование сосудов за счет бедренно-подколенного вмешательства или шунтирования берцового сосуда бедра. При проведении протезирования пораженная артерия полностью удаляется, а на ее место устанавливается искусственный протез или собственный сосуд. Эта методика переносится не так легко, как шунтирование, поэтому используется не очень часто.

При корректировании атеросклеротического процесса сосудистые хирурги могут использовать методику расширения (стентирования) аорты или баллонную ангиопластику. Благодаря этой тактике, специалист увеличивает суженый канал сосуда при помощи стента или расширения баллоном. Метод эффективен только в случае частичного поражения вены.
КОНТАКТЫ