Атеросклероз сосудов, расположенных в головном мозге

Атеросклероз сосудов, расположенных в головном мозге – вялотекущая патология, возникающая в процессе нарушения жирового метаболизма.
Заболевание вызвано постепенным нарастанием жировых бляшек на стенках сосудов. Бляшки с течением времени увеличиваются. Постепенно происходит процесс их замещения на соединительную ткань. Канал сосуда начинает сужаться, что способствует нарушению его проводимости. С этого момента клетки мозга испытывают острую нехватку кислорода и питательных веществ.

Этиология атеросклероза

Причинами развития патологии являются такие факторы:
· наследственность: если у кого-то из родственников диагностировалось нарушение жирового метаболизма;
· избыточный вес и неправильный рацион;
· недостаток физической активности;
· вредные привычки;
· наличие хронических патологий (повышенное АД, диабет);

Кроме того, атеросклероз может появиться из-за постоянных стрессов и эмоциональной нестабильности.

Разновидности атеросклероза

Атеросклероз классифицируют следующим образом:
· возрастной;
· обменный;
· токсический;
· инфекционный;
· церебральный;
· вызванный аллергическими проявлениями.

Также выделяют патологию Менкеберга – нарастание соли кальция в артериальной оболочке.

Диагностирование патологии

Диагностированием этого заболевания занимается специалист узкой направленности – невролог. На приеме врач проводит сбор данных о пациенте, изучает анамнез и тестирует больного. У человека с атеросклерозом будут наблюдаться отклонения от положительных результатов в предложенных тестах:
· простая просьба доктора поднять глаза наверх, вызовет затруднения (если человек болен, он не сможет этого сделать);
· рефлексы больного не будут соответствовать норме (при наличии патологического состояния они или превышают норму, или в несколько раз снижены. Наблюдается асимметричность движений);
· тест, основанный на вытягивании рук, даст представление о наличии или отсутствии тремора, а также о том нарушена ли координация;
· просьба задеть пальцем кончик носа не будет выполнена, при атеросклерозе это сделать невозможно.

Визуальный осмотр пациента – первая часть диагностики. Далее специалист направит на дополнительное обследование. Оно включает в себя следующее:

· консультацию отоларинголога, офтальмолога, а также специалистов других направленностей в зависимости от симптоматики;
· лабораторные исследования анализа крови и определение липидного спектра;
· инструментальную диагностику при необходимости.

Инструментальные методы обследования назначаются при наличии показаний. Это может быть:

· ультразвуковое исследование мозга, а также шейных отделов на основе двухмерного или дуплексного сканирования;
· ангиография сосудов;
· ультразвуковая доплерография;
· МРТ сосудов мозга;
· радио и электроэнцефалограмма;
· компьютерная томография.

На сегодняшний день такая патология, как атеросклероз диагностируется благодаря точному новейшему оборудованию, что намного облегчает задачу адекватной постановки диагноза.

Терапия патологии

Лечением людей с диагностированным атеросклерозом занимается не один невролог. Это заболевание требует комплексного подхода с привлечением специалистов разной направленности. Лишь терапия на основе комплекса мероприятий помогает решить проблему не только качественно, но и комфортно для пациента. В этом случае человек быстрее возвращается к обычному ритму жизни.
Основу терапевтического комплекса представляет составление правильного рациона: с одной стороны – это диетическое питание с полноценным меню в сочетании с индивидуальной программой физической активности. С другой – лечение на основе медикаментозных препаратов, которые восстанавливают нарушенные функции организма и снижают патологическое воздействие болезни.

К медикаментозным средствам относятся:
· препараты на основе мочегонного действия;
· лекарственные средства, нормализующие показатели липидного уровня;
· витаминные комплексы;
· препараты, способствующие улучшению циркуляции крови в головном мозге;
· медикаменты, нормализующие показатели артериального давления и количество сердечных сокращений;
· тромболитики.

Конечно, это не весь список препаратов. Необходимую терапию подбирает невролог с учетом особенностей анамнеза пациента.

Профилактические мероприятия

К профилактическим мероприятиям, способствующим снижению угрозы возникновения атеросклероза относятся такие способы:
· отказ от пагубных привычек;
· сбалансированный рацион;
· коррекцию веса и поддержание его на одном уровне;
· контроль за липидными показателями, а также регулярное исследование уровня глюкозы в крови.

На консультации лечащего врача можно совместно с ним разработать план профилактических мероприятий. Профилактика будет наиболее эффективна, если способы ее проведения будут основываться на результатах лабораторных исследований. Доктор может сориентировать пациента и составить для него индивидуальный план по контролю за состоянием здоровья.